Вехи истории
Календарь
m11 2024
dn1dn2dn3dn4dn5dn6dn7
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Форма входа


pol

Общие сведения

  Истороя российских немцев насчитывает более двух столетий - начиная с указов Екатерины II и до наших дней. Россия для переселившихся немцев стала второй родиной, schule1а для их детей - единственной. Немцы, как русские и другие национальности, проживавшие на территории Российской империи, пережили все вместе: и светлые дни, и времена невзгод и лишений. Но, как каждый народ, они хотели сохранить свою культуру, традиции и обычаи, для чего порой приходилось преодолевать большие трудности. Оторванные от исторической родины и заброшенные судьбой в Россию, колонисты Поволжья в течение ста лет почти не имели духовной связи со своим народом. Немцы понимали, что сохранение истории и культуры народа начинается с заботы о будущем. Поэтому особым вниманием и заботой пользовались у них школы.   Школа была вторым краеугольным камнем в сохранении самобытности немцев в России. Так как при поселении немцев царское правительство в деле школьного образования предоставляло им полную свободу, колонисты стремились поднять образование на должный уровень. В каждом немецком селе была школа, преподавание велось на немецком языке вплоть до 1891 года. С этого времени началась русификация народного образования, школа всё чаше переводилась на русский язык.

  Основанные в начале XVIII века, колонии оставались некоторое время без школ, и дети переселенцев обучались дома ближайшими грамотными. Так, мы находим интересные упоминания о первых школах в книге Я. Штаха: "...В 1816 году... пастор Земенк в... хронике введенного прихода сообщает, что везде основаны школы и определены на места учителя, конечно, с весьма скудным окладом жалованья, которое в среднем не превышало тридцать рублей " в год деньгами, даровым помещением и отоплением. Кроме того учитель имел небольшой покос и для скота даровое пастбище, а от каждого хозяина ему полагалось по одной мере пшеницы и ржи".
  Часть немецких детей обучалась, в школах общего типа наравне с русскими и другими народностями Поволжья, но главным образом они учились в специальных начальных немецких школах, расположенных в колониях. Существовало два типа начальных школ: товарищеские, или земские, и церковноприходские школы. Земские получили свое название от того, что они пользовались ежегодным пособием от земства, остальная же сумма денег, в которую обходилось содержание школы, делилась между родителями тех детей, которые в ней воспитывались.
  Но, главным образом, немецкие дети учились в Церковноприходских школах, которые существовали в колонии при церкви и содержались на средства общины. В каждой колонии была церковь, иногда даже не одна, и селение старалось хранить свой язык, обычаи, фольклор. В 1804 г в немецком Поволжье было 105 церквей, а в 1912 г. только в Камышинском уезде их насчитывалось 30.

schule3 schule2

  Община строго следила за тем, чтобы все дети посещали школу. Например, А. А. Гераклитов писал в своих воспоминаниях: "Вы не увидите ни одного из детей праздно проводящих время: все они заняты учением и руководителями по их возрасту, находятся у своих родителей, до помещения их в общественные училища и институты. Воспитание детей достойно подражания: оно чисто нравственное и религиозное".Первые сведения о числе школ в немецких колониях относятся к 1890 г. К этому времени в Саратовской губернии их было 61. В 1890 г. все немецкие школы перешли в ведение министерства народного просвещения. Правительство таким образом хотело вырвать их из-под влияния немецкого духовенства и усилить русское влияние и уже к 1911 году в школах духовного ведомства насчитывалось 997 человек, а в школах, относящихся к министерству просвещения, - свыше 151 тыс. человек. Большая часть немцев обучалась в сельских школах (86%), и только небольшое число (14%) обучалось в городских. Это отражало и реальную картину расселения немцев, ибо колонии основывались в сельской местности.
  В отличие от русских школ, в немецких колониях дети учились обязательно с 6 до 13 лет. Учебное время продолжалось с 1 сентября до 1 или 15 мая. Каждый день от пяти до шести уроков, причем две трети всего времени отводилось на занятия русским языком, арифметикой, историей и географией России и одна треть на занятия Законом Божиим и немецким языком. Русский язык, как новый предмет, был введен в немецкие школы в 60-е годы XIX века.
  Почти во всех колониях было по два или более учителей. Со времени передачи колониальных школ в ведение министерства народного просвещения в колониях, где раньше нередко у одного преподавателя бывало до 80-90 учеников, увеличилось число учителей - на одного учителя теперь приходилось не более 40 учеников.
  Отличительной особенностью немецких начальных школ от русских было стремление к равному обучению среди мальчиков и девочек. Примером могут служить такие статистические данные: "В Саратовской губернии учащиеся немецкой национальности в начальных школах сельских районов составляли 12,6% среди мальчиков и 24% среди девочек. Другими словами... одна из четырех учениц - немка". Интересные цифры дает анализ переписи детей по Саратовской губернии. В день переписи (18.01.1911 года) в начальных школах уезда присутствовало 16 135 мальчиков и 11 187 девочек, в том числе немцев оказалось 9 916 человек, или 61,5%, среди мальчиков, а девочек 9 041, или 80,8%. Продолжительность учебного года в немецкой школе была неодинакова. В большей части школ (60%) учебный курс продолжался не менее шести лет; около 10% школ имели пятилетний курс, 12% - четырехлетний, и лишь небольшой части школ (7,8%) продолжительность учебного курса не превышала трех лет.
  В Саратовской губернии 80% школ имели учебный курс продолжительностью шесть лет и выше. В общем учебный курс в немецкой школе был значительно продолжительнее, чем в русской, где он большей частью не превышал четырех или даже трех лет.
  Кроме начальных школ, дети немецких колонистов обучались и в средних учебных заведениях. Чисто немецких средних училищ практически не было, после окончания начальных школ дети колонистов по желанию могли поступать в прогимназии, гимназии и реальные училища вместе с детьми других национальностей.
  Школа в немецких колониях была подчинена церкви, и надзор за нею вело духовенство, но пеклись о школе всегда сами колонисты. Образование и религиозное обучение были тесным образом связаны между собой, начиная с самого первого этапа — овладения грамотой. Книгой, которую колонист знал лучше других и чаще всего читал, была Библия. Кроме того, почти в каждой семье имелись сборник церковных песнопений, нравоучительные книги, церковный календарь. Об образовании в колонии заботились учителя и духовные лица. Нередко учитель одновременно был и кюстером (помощником пастора), и сельским писарем. Если в селе не было церкви, то школьное здание становилось также и местом молитвенных собраний.
  "В каждой колонии есть школа: школьный учитель определяется с согласия пастора, а жалование платит мир". Колонисты понимали, что с каждым новым поколением профессиональный уровень учителей будет неуклонно снижаться. Учителя второго поколения имели возможность пройти лишь курс народной школы. Для практической деятельности крестьянину этого было достаточно, но для педагогической и другой профессиональной - мало, даже при пополнении знаний самообразованием. Однако представители третьего поколения были учениками уже таких учителей, которые умели только читать, писать и считать. Тогдашний учительский персонал в немецких колониях - представлял "...людей, которые посвятили себя школе из любви к делу, хотя при этом в большинстве случаев имели только смутное представление о преподавании". Поэтому колонисты осознали, что им нужна школа повышенного типа для подготовки учителей, писарей и выборных должностных лиц, но долгое время это не встречало отклика у государственных органов.
  Лишь к середине XIX века российское правительство, преследовавшее свои цели, - приобщение немцев к российской культуре - при Александре II пожелания колонистов выполнило. В 1859 году было открыто первое центральное училище в Екатериненштадте, а затем в 1868 году - второе - в Лесном Карамыше. Они готовили учителей русского языка и других предметов для немецких начальных школ. В училища принимались дети от 14 до 16 лет, "...умеющие читать и писать по крайней мере по-немецки". В первом, классе они должны были изучать предметы, преподаваемые в сельских школах, и знакомиться с азами русского языка. Курс обучения продолжался 3 года. Изучали здесь следующие предметы: Закон Божий, русский и немецкий языки; арифметику, историю, географию, преимущественно России. По окончании училища выпускникам присваивалось звание приходских учителей.

Фотографии школ в некоторых колониях Поволжья

     

Гримм Норка

  Помимо центральных училищ учителя немецких начальных школ готовились в учительских семинариях и в дополнительных педагогических классах. Они преследовали цель дать педагогическое образование молодым людям всех сословий евангелистско-лютеранского вероисповедания, пожелавшим посвятить себя учительской деятельности в сельских народных школах. Как центральные училища, так и специальные учительские семинарии, старались воспитывать национальное сознание у немцев-колонистов, память о своих корнях. "Что касается центральных училищ, то по свидетельству министерства внутренних дел, несмотря на то, что в положениях об этих училищах были выставлены довольно категорические требования относительно русского языка и преподавания других учебных предметов на русском языке, характер этих училищ был чисто немецкий, по преимуществу - духовный. С передачей этих школ министерству народного просвещения обращено было внимание на преподавание в них русского языка и других общеобразовательных предметов, но, конечно, немецкие тенденции в них продолжали существовать..." - указывалось в книге А. Ренникова.
  В государственном архиве Волгоградской области в фондах Камышинской женской гимназии, мужской гимназии и реального училища неоднократно встречаются дела об испытаниях на должность домашнего учителя или учителей немецкого языка.
  В Камышинской женской гимназии всем ученицам выдавались "Правила и обязанности домашних наставниц и учительниц", где указывалось, что воспитанницам женской гимназии по окончании выдавались аттестаты, которые при желании ученицы менялись на свидетельства, дающие право быть домашней учительницей или наставницей. Соблюдая все правила, по выслуге 20 лет, домашняя наставница получала право на пенсию или казенной содержание. В Камышинской женской гимназии получали образование девочки разных вероисповеданий, в том числе католики и лютеране. Таким образом, учителя-немцы могли преподавать на дому и в школах общего типа.
Но не только в начальных школах преподавали немецкие учителя. Например, Закон Божий для немецких детей в гимназиях и реальных училищах преподавали немецкие законоучители. Многие архивные документы подтверждают, что учителя-немцы преподавали различные учебные предметы в средних учебных заведениях России.
  Если обратить внимание на состав учителей, то в подавляющем большинстве преобладали мужчины, женщин было всего 2,3% от общего числа учителей. Отсутствие долгое время учебных заведений, литературы, учебных пособий, адаптированных к потребностям немецкой школы в условиях России, сказывалось на образовательном уровне учителей в немецких школах. Только 10% из них имели педагогическое образование, в 3,2% - высшее и среднее, остальные закончили или светскую или церковную приходские школы. Заинтересованность колонистов в повышении образовательного уровня сказывалось на развитии производства, культуры, национальных традиций. Колонисты заботились о сохранении языка, своих обычаев, верований. Книги в селениях, привезенные из Германии, береглись и передавались из поколения в поколение. Печатных изданий у немцев-колонистов долго не было, если не считать немногих религиозных книг, привезенных с родины.
  Немецкая школа в колониях сохраняла черты, данные ей религиозным движением, считалась средством сообщения народу основ веры, в известном смысле она делала из своих воспитанников приверженцев религиозного  вероисповедания. Наряду с этим она способствовала овладению колонистами элементарной грамотой и сохранению самобытности немцев в России.
  Школьные здания, выстроенные в своём большинстве на общинные средства, свидетельствуют о стремлениях немецких колонистов к всеобщему школьному образованию. Великолепная архитектура многих школ говорила о зажиточности и высоком самосознании поселенцев. Безграмотных среди них не было. Вскоре возникла необходимость в учебных заведениях более высокой ступени. Это были центральные школы, готовящие учителей, сельских писарей, коммерсантов.
  Большая роль отводилась в них немецкому языку и литературе, а также изучению русского языка, поскольку он был предписан официальными учреждениями. Центральные школы готовили кроме того и учителей религии, которые могли при необходимости заменить священника при богослужении, на крестинах или похоронах, так как на попечении пастора или священника находилось от 5 до 12 и более общин. Центральные школы строились во многих колонистских сёлах. (Сведения из статьи Н.Вашкау, доцента кафедры истории России XX века ВолГУ  "ВЫ НЕ УВИДИТЕ ДЕТЕЙ,ПРАЗДНО ПРОВОДЯЩИХ ВРЕМЯ…" от 30 ноября 1992 г. в городской газете (г. Волгоград) "МИГ" и опубликованной на сайте: "Die Geschichte der Wolgadeutschen".

pol

Сведения об школьном образование в колонии Шукк

  Минха А.Н.  в своем главном труде - "Историко-географический словарь Саратовской губернии" дает полное и подробное описание населенных пунктов Саратовской schule4губернии, в том числе в этом издании имеется  также и подробное описание колонии Шукк/Грязноватка, на [с. 183-185] данного словаря находим некоторые выдержки со  сведениями об наличии и некоторых датах строительства и основания школ: «Колония основалась выходцами из Германии немцами католиками в 1764-65 годах, причем в самом начале устроена была церковно-приходская школа.
  По списку населенных мест центрального статистического комитета 1862 г. Грязноватка (Шухов, Шук) немецкая колония при речке Грязноватке, в 88 верстах от г. Камышина, имела 85 дворов, 540 душ муж. пола, 509 женского, всего 1049 душ обоего пола; церковь римско-католическую - 1; министерское училище; мельниц - 5.
  По списку населенных мест Саратовской Губернской Земской Управы 1894 г. в колонии Грязноватке (Шух тоже) 2 школы: церковно-приходская и земская, последняя открыта с 1889 г.; всех дворов 186, из них общественные - училищный и пасторский. Кроме того в селе священник и шульмейстер.»
  Обучение детей наверное также проводилось почти аналогично как и в других колониях и по общим сведениям, приведенным выше.
  С образцами некоторых учебников, по которым обучались дети в школе можно ознакомиться на сайте "Die Geschichte der Wolgadeutschen" в разделе: "Музей поволжских немцев".
  В период АССР НП в селе  был Сельский совет, названный как "Шуккский", кооперативная лавка, кузница, ткацкая артель по производству сарпинки и начальная школа (1926 г.) постройки, которая и просуществовала до  ликвидации Республики  и депортации жителей в Сибирь в 1941 году. 
  Начальная школа была построена из кирпича и располагалась в центре села, которая вместе с школьным двором занимала целый квартал, она была огорожена забором, по периметру которого были посажены деревья. Напротив школы была римско-католическая церковь, которая в 1936  году была была передана Немпромтекстильсоюзу для производственных целей в процессе изготовления сарпинки и в этом же году по свидетельствам очевидцев  была совсем разобрана на стройматериал, которым была построена в селе  новая ткацкая артель для сарпиноткацкого производства.
  После ликвидации АССР НП село было лагерным  пунктом Каменского ИТЛ. Журналист Александр Григорьевич Морозов  являлся узником Каменлага и по воспоминаниям в своей книге Девять ступеней в небытие. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1991 во второй части ее (стр.26-46) описывает свое прибывание  им в Каменлаге  и  в частности в лагерных пунктах Гримм, Деготт, Шукк, где он провел почти 2 года с начала 1943 по конец 1944 года, где он пишет следующее: Я снова в Шуккском лагпункте. Только зона теперь на новом месте. Колючей проволокой обнесено несколько деревянных домиков и большое кирпичное здание бывшей школы. Женщин разместили в домах.То есть в здании, где обучались когда-то  дети немецких колонистов Шукк, стали содержаться заключенные в большей степени тоже не винные попавшие туда из-за своих политических убеждений, как автор данной книги в частности. Село относилось к ведению УМВД Саратовской области еще до 1950 годов, а затем стало селом Партизанским Красноармейского района Саратовской области, с середины 1980 годов не существует и лишь одни руины напоминают о его когда-то существовании. Смотрите также примерный план колонии Шукк/Грязноватка.

pol1
oben