m11 2024 |
dn1 | dn2 | dn3 | dn4 | dn5 | dn6 | dn7 |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Из истории одежды и костюмов
Одежда - искусственные покровы человеческого тела. Одежда в широком смысле слова включает также головные уборы, обувь, перчатки и т.д. Украшения лишь дополняют ее. Наряду с жилищем одежда возникла как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий, некоторые буржуазные учёные признают эту утилитарную причину происхождения одежды, но многие занимают идеалистические позиции и выдвигают как основные причины чувство стыда, эстетического побуждения (одежда якобы возникла из украшений), религиозные и магические представления и т.д. Одежда обычно бывает приспособлена к условиям географической среды. В разных климатических зонах она различается по форме и материалу.
В процессе развития общества усиливалось влияние одежды на различия общественного и семейного положения. Дифференцировалась одежда мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и др. . По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды.
Уже на ранних этапах истории она отражала этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшеми общенациональные (что не исключало локальных вариантов).
Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для нее, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, Тапа у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки. Научившись в эпоху Неолита искусству прядения и ткачества, человек использовал первоначально волокна дикорастущих растений. Происшедший в неолите переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка).
В одежде, как правило, проявляется социально-экономическое неравенство различных классов. Так, например, в одежде феодалов, крестьян, духовенства существовали резкие различия в материале, украшениях, а часто и в покрое. Удовлетворяя утилитарные запросы общества, она в то же время выражает и его эстетические идеалы. Являясь одним из средств воплощения идеала человека той или иной эпохи, одежда выполняется в соответствии с её ведущим художественным стилем и его частным проявлением — модой.
Сочетание компонентов одежды и предметов, её дополняющих, выполненных в едином стиле и художественно согласованных между собой, создаёт ансамбль, называемый костюмом. Костюм (итал. Costume, т. е. "привычка, обычай") — принятый в разное время в различных странах способ одеяния. Употребление слова костюм в узком значении верхняя одежда человека. Костюму присущи различные значения: одежда, одеянье, платье; отличительная одежда, театральная, маскарадная и пр.
Традиционная одежда германцев
Первые германцы по свидетельству Цезаря, носили только шкуры и короткие меховые кафтаны. У Тацита уже заметен прогресс. «Национальный костюм германцев, - пишет древний историк, - состоит из плаща, который скалывается спереди пряжкой или, за неимением таковой, обыкновенным шипом.
Одежда более зажиточных германцев отличается лишь тем, что она плотнее прилегает к телу. Почти все германцы носят шкуры диких зверей, причем на берегах Рейна эти шкуры поражают простотой, а в глубине страны отличаются уже некоторой изысканностью. Здесь, во-первых, тщательнее выбирают самую шкуру, а во-вторых, отделывают ее пестрыми шкурами животных, которые водятся в далеком океане. Женская одежда почти ничем не отличается от мужской, только женщины носят преимущественно полотняные рубашки, затканные пурпуровыми полосками. Рубашки эти делаются без рукавов так, что руки остаются открытыми». Обыкновенно эти рубашки надевались на голое тело, были спущены с одного плеча и обнажали одну грудь и половину торса почти до талии.»
Первые германцы Кельты Германцы в эпоху Римской Империи
Римская одежда позднейших веков была заимствована и германцами. Здесь, как и в Галлии, она привилась не сразу, потому что сначала многие племена отнеслись к ней с предубеждением. Прежде всего она вошла в употребление среди тех германцев, которые селились в завоеванных римских провинциях и сталкивались с римским населением.
В ХV-ХVI вв. Германия уже занимала ведущее экономическое и культурное положение среди северных стран Западной Европы. Эпоха Реформации, с 1510 по 1550 гг. оказала большое влияние на духовную жизнь и искусство, подобно Возрождению в Италии. Реформация принесла с собой тяжелые социальные потрясения и стала одной из причин коренного переворота в истории костюма. Костюм жителей Германии в общих чертах был европейским, но разобщенность отдельных княжеств, местные особенности и сословное деление общества обусловили его разнообразие:
Бавария | Франкония |
1. Крестьянин из Дахау в "нагрудном платке" и суконной куртке. 2. Крестьянская девушка из Дахау в нарядном корсаже. 3. Крестьянка из Дахау. Короткая тяжелая юбка ("юбка с шариками" - Bollenrock), чепец с тюлевой вуалью, короткий жесткий корсаж, прилегающая шелковая кофточка-спенсер, цветные вязанные чулки. 4. Айхах. Большой шелковый головной платок, пестрый "нагрудный платок", высокий жесткий корсаж с золотым краем. Большой кошель - соломенное плетение. 5. Штарнберг под Мюнхеном. Длинный сюртук со стоячим воротником и обшлагами. | 1,2. Окрестности Нюрнберга (Средняя Франкония). 1 - меховая шапка поверх колпака, закрывающего уши, платок от защиты от дождя; 2- широкополая фетровая шляпа, красный жилет, длинный сюртук. 3. Хохсгейм под Вюрцбургом (Нижняя Франкония). 2. "Франский" чепец с лентами, платок для защиты от дождя. 4. Гельдерсгейм под Швейнфуртом (Нижняя Франкония). Большой полотняный головной платок с острыми верхними концами, шерстяная юбка со складками. 5. Крестьянин из Нижней Франконии в короткой куртке поверх открытого жилета. Меховая шапка. |
Гессен | Тюрингия |
1. Крестьянин из окрестностей Марбурга в будничной одежде. Длинная блуза из сурового полотна, вязаннная шапка с кисточкой. 2,3. Девушки из окрестностей Марбурга. Толстые шерстяные юбки. На гладко причесаных волосах - высокая плотная шапочка, вышитая цветной шерстью, с черными лентами, завязанными под подбородком. Затылок открыт, видна прическа - веночек из кос. 4-6. Крестьяне из Швальма (между Альсфельдом и Терезой). 5- воскресная одежда: два жилета, куртка, меховая шапка. 7,8. Девушки из округа Биденкопф. | 1. Женщина из Гарца. Круглый толстый плащ с рисунком (изогнутые полосы), маленький чепец с лентами. 2. Женщина из окрестностей Штольберга, ожидающая ребенка, в ситцевом плаще. 3. Женщина из Даннштедта, к северу от Вернмгероде. Большой чепец с лентами, золотые цепочки на шее. 4. Женщина из Эттерсберга под Веймаром в широком чепце с бантом. 5. Пастух из Гарца. Суконный сюртук с красной подкладкой и латунными пуговицами. |
Вестфалия | Вюртемберг |
1,2. Девушки из местности под Оснабрюком. Белые чепцы, передники с бахромой. 3,4. Женщины из Мюстера: 3- красная юбка, "платок с розами", высокая шелковая шапка, шелковый пояс; 4- одежда для причастия: вышитая плоская шапочка, блуза из ткани, разрисованной цветочками, тюлевая косынка. 5. Девушка из округа Люббеке. Плоский чепец с лентами. | 1,2. Ротвейль. "Чепец-колесо" с верхом, расшитым металлическими нитями, колесообразным гребнем на проволочном корсаже и четырьмя лентами, падающими на спину. Бархатный жакет со вздутыми рукавами. 3. Крестьянин из Бетцингена в красном жилете и шапке с кисточкой. 4. Швеннинген у истоков Неккара. Круглая черная камковая шапочка с лентами, черный шелковый корсаж с остроконечным нагрудником, пикейный воротник с жабо. 5. Бетцингенский крестьянин в синем сюртуке для выхода в церковь Высокая фетровая шляпа, красный жилет. |
Иллюстрации данных костюмов и одежды взяты с сайта: "silveromsk.virtbox.ru" , на этом же сайте можно подробнее ознакомиться с одеждой и костюмами этих и других мест Германии, в частности смотрите ссылки: по Северо-Фризским островам (Фер,Халлиген,Гельголанд и Зильт), по Шлезвиг-Гольштейн по Померании, Пирицер, Вайцаккер, по Мекленбург и Бранденбург, по Побережью Балтийского моря, по Гановеру, по Гамбургу, по Брауншвейгу, по Вестфалии, по Вальдеку, по Шамбургу, по Гессену, по Браушвейгу, по Рительну, по Франконии, по Баварии, по Шлирзе, по Баден.Гауенштейн, по Шварцвальду, по Долине Рейна, по Окрестностям Оксенхаузена, по Вюртембергу, по Рейтлингу.
Немецкая традиционная одежда сформировавшаяся с XVI—XVII вв. на основе средневековых элементов одежды и городской моды; сохраняется в некоторых районах Германии (Шаумбург, Липпе, Гессен, Шварцвальд, Верхняя Бавария). Основные элементы женской одежды — корсаж или кофта, сборчатая юбка (или несколько, как в Гессене, разной длины из толстой шерстяной ткани), передник. Нередко носили наплечный платок. В Верхней Баварии в XIX — начале XX вв. вместо юбки и кофты носили платье. Особым разнообразием отличались головные уборы — платки, повязываемые разными способами, различной формы и размеров чепцы и соломенные шляпы.
В XIX веке распространились кожаные башмаки с пряжками, кое-где полусапожки. Местами до XX века носили деревянные башмаки. Традиционный мужской костюм состоял из рубахи, коротких (до колен) или длинных штанов, безрукавки (позднее жилета), шейного платка, башмаков или сапог. В XIX—XX вв. широко распространился (включая и города) так называемый тирольский костюм — белая рубашка с отложным воротником, короткие кожаные штаны на подтяжках, суконная красная безрукавка (жилет), широкий кожаный пояс, чулки до колен, туфли, шляпа с узкими полями и пером. Бытует профессиональная традиционная одежда овчаров, трубочистов, горняков, гамбургских плотников.
Традиционная одежда колонистов
«В течение почти столетия пребывания в России колонисты придерживались привезенного из Германии национального костюма: рубашка с отложным воротником из белого полотна, черный галстук, короткий жилет с металлическими пуговицами и синий суконный полукафтан; сапоги с голенищами поверх штанов; на голове летняя черная шляпа, а зимою ватная на мерлушке или на сукне шапка; в праздник длинный трековый или нанковый длинный кафтан, который назывался "городским" (колонисты коверкали это название: "Karotzker Kaftan"), кафтан обязательно справлялся кандидату на женитьбу, и без него юноша не считался женихом. Тяжелые климатические условия дополняли обыкновенный колонистский зимний костюм овечьей дубленой шубой, крытой у более состоятельных колонистов черным сукном.
Женщины носили нижние вытканные шерстяные, с красными разводами, теплые юбки; поверх надевались короткие синие легкие юбки и короткие синие, с блестящими пуговицами на шнуре, душегрейки (Leibchen) без рукавов, с широким круглым вырезом вокруг шеи и с зубцами в талии, обшитыми узкой цветной тесемкой; под душегрейку одевалась белая бумажная рубаха, которая выглядывала буфами в талии и вокруг шеи; рукава рубахи, длинные и широкие, у кисти руки собирались буерами, плотно на шее привязывался шнур белых или желтых бус, которые колонисты называли кораллами (Karellen). Костюм довершал длинный белый бумажный фартук, который, как и рубашка, заменялся в праздник белым кисейным с большими цветами. Голова прикрывалась вязаным чепцом, который завязывался у молодых женщин под прической, у старых - под подбородком; обувь состояла из низких башмаков, без каблуков (наподобие нынешних чувяк), надетых на вязаные белые или синие чулки. Летом, во время полевых работ, женщины надевали широкополую соломенную шляпу с остроконечной тульей. Зимою верхний костюм женщины составлял ватное пальто, доходившее до талии и стянутое в ней, а на голову надевалась теплая шаль.» (Из книгиЯ.У.Дитца "История Поволжских немцев колонистов".)
Костюм колониста летом состоял только из холщевых брюк и такой же рубашки с прямым воротом, завязанным тесемкой; сверх холщевых брюк обыкновенно надевались еще брюки серого цвета из "нанкина" ("чертова кожа"). На голове надет суконный картуз. Если требовалось явиться к начальству и было очень жарко, то для порядка надевался еще жилет, который не полагалось застегивать. На ногах никакой обуви.
В холодное время года сверх белья надевались брюки из самотканного сукна, окрашенного в синий цвет; из этого же материала была сшита часть костюма, напоминавшая длинный жилет, но с рукавами (Wams). Для выхода сверх этого надевался еще длиннополый кафтан из такого же сукна. В зимнее время сверх жилета прямо надевался полушубок. В холодное сырое время года надевались смазанные сапоги, а зимою при снеге - валенки. Отправляясь в дорогу, колонист сверх полушубка надевал еще овчинный тулуп.
Белье менялось раз в неделю, в субботу. Бань у колонистов нет и не было и мылись ли колонисты зимою, как и где - я не знаю. Летом они, хотя редко, но купались. В воскресенье только больные не ходили на богослужение; для этого всегда надевали "праздничный" костюм, т. е. самое лучшее, что у кого имелось.
1. Костюм поволжского немца колониста.
Конец XVIII - начало XIX веков. Реконструкция.
|
2. Варианты костюмов поволжской немки.
Начало XIX века. Реконструкция.
|
Публикация из работы ученицы 11 класса МОУ СО Школы № 8 г. Камышина А. В. Бочкарёвой, «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – XX ВЕК». История немцев Поволжья с середины XVIII нач. XIX в. Научный руководитель: Редкокашина Екатерина Михайловна, учитель истории. Издательство Камышин 2009 года, 31 стр..
Женский костюм также был немногосложен. Летом - сорочка и шерстяная юбка из самотканной ткани, в праздники, кроме того, белые бумажные чулки и башмаки, а сверх сорочки надевался еще лифчик из пестрой материи у молодых женщин и из темной у старух. На голове бумажная или легкая шерстяная шаль с яркими рисунками. Только в конце шестидесятых годов появились свободные кофточки без талии. Зимою: шерстяные синие чулки, валяные высокие туфли с красной каймой из гаруса, стеганный ватный лифчик, две-три юбки, а на голове теплая шаль по большей части также синего или черного цвета. Для выхода сверх лифчика надевалась еще плотно облегающая, короткая стеганая на вате кофточка и только в сильные морозы полушубок без воротника с высокой талией. Более состоятельные мужчины для церкви надевали черный сюртук, такую же жилетку и брюки, обязательно заправленные в сапоги, на выпуск носили брюки только люди, претендовавшие на занятие более высокого положения: писаря, учитель и т. п. Зимою вместо картуза полагалось надевать шапку, но меховых шапок не было.» ( Из книги П.К.Галлера "Воспоминания.Быт немцев колонистов в 60-х годах ХIX столетия".)
С коллекцией одежды присущей поволжским немцам можно ознакомиться по экспонатам музеев в г. Саратове, г. Энгельсе, г. Марксе, г. Камышине и др., а также некоторых сельских музеев, которые организованы в селах бывших немецких колоний.
г. Энгельс г. Саратов книга Е.А.Арндт с. Новинка г. Камышин
Как мужская, так и женская одежда многофункциональна по назначению, скромна и неярка по расцветке. В ней гармонично сочетаются жакеты и жилеты традиционного европейского покроя вместе с чисто русскими платками, шалями и картузами. А яркие детские платьица, вышитые фартучки, кружевные чепцы, крошечные самодельные башмачки - все это резко отличало детскую одежду колонистов от других поволжских народов.
Об национальном костюме немцев Поволжья есть упоминание во многих изданиях авторов книг и одним из них является Елена Анатольевна Арндт, которая написала книгу: "Национальный костюм немцев Поволжья (конец XVIII – начало ХХ в.)." Издательства Пермь, 2000. – 127 с., в которой на с. 52–67; имеются цветные иллюстрации: фотографии подлинных предметов одежды и украшений.
* * *
Одежда жителей колонии Шукк / Грязноватка наверное также мало чем отличалась от той одежды, которую носили немцы в соседних колониях немецкого Поволжья.
Смотрите также по этой теме следующие интернет-ресурсы:
* 1 * 2 * 3 * 4 * 5 * 6 * 7 * 8 * 9 * 10 * 11 * 12 * 13 * 14 * 15 *