Вехи истории
Календарь
m11 2024
dn1dn2dn3dn4dn5dn6dn7
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Форма входа


pol

Колония Шукк (из истории церкви)

  Kолония Шукк / Грязноватка основалась выходцами из Германии немцами католиками в 1764-67 годах kirи поэтому она была  католическим селом и все ее жители исповедовали католическую веру, причем в самом начале ее основания была устроена  церковно-приходская школа; церковь же во имя святого Антония  Падуанского, (католическая), деревянная, крытая железом была построена в 1856 г. и освещена в 1857 г.. (Смотрите  у Минха А.Н. в  историко-географическом словаре стр.183).
  При церкви был построен пасторат - жилище и приход для священника - пастора. Церковь находилась напротив школы в центре села. Территория  церковного двора занимала один квартал, и она  была обнесена вокруг оградой и озелененна деревьями. Сама церковь располагалась в самом центре церковного двора. О внутреннем убранстве церкви пока ничего не известно, да и не найдено пока никаких описаний, рисунков и фотографий церкви, если таковые когда-нибудь  и существовали.

 Лишь у Дитца Я.Е. в его книге "История поволжских немцев-колонистов" на странице 383 можно найти общие описания церквей поволжских колоний, где говорится следующее: «Посреди села раскинута площадь, на которой возвышается над другими постройками церковь, или, как ее называют русские со времен Немецкой слободы в Москве, "кирка". По внешнему виду кирка напоминает православный храм в византийском стиле, с некоторыми изменениями в духе римском; в последнее время, впрочем, стали строить кирки в готическом стиле. Основание кирки состоит из правильной четырехугольной постройки, над которой с одной стороны возвышается постепенно суживающаяся кверху башня, на вершине ее устанавливается вызолоченный крест; на старых, выстроенных в начале прошлого столетия кирках устанавливалось еще изображение петуха в предупреждение предательства Христа учеником его и апостолом Петром; по другую сторону кирки приделан пристрой-аналой (Sacristei). В церковь ведут обыкновенно три входа: с обеих сторон в боках и под башней. В церкви устроены хоры и алтарь, перед которым стоят скамьи для молящихся в два ряда, с широким проходом между ними. Молящиеся рассаживаются отдельно, сообразно полу и возрасту. У стены над алтарем возвышается кафедра, с которой священник говорит проповедь.На церковной площади находится большой одноэтажный школьный дом, до 18 саженей в длину и 8 саженей в ширину, способный вместить всех детей школьного возраста. Так как церкви в колониях не отапливаются, то в школьном доме совершается зимой церковная служба, в нем же собирается сельский сход.»
 Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в chramглаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. В храме выделяется центральная часть — алтарная, или пресвитерий — место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары — пресуществленные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.
  Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся. Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке — сначала левое плечо, потом правое.
  В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу — низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях — небольших кабинках для священника и исповедующегося. Собственно, этим ограничиваются основные отличия и правила поведения в католическом храме.
  В 1903 году планировалось начать строительство новой каменной церкви, но ее строительство из-за различных не благоприятных событий истории так и не началось.  По рассказам из воспоминаний жителей колонии, моих близких родственников уроженцев этой колонии, церковь была деревянная, рубленная из бревен, в конце 20-х годов 20-го столетия, в период антирелигиозной политики, много церквей было закрыто, разрушено и пустовало, также и церковь в Шукк сначала была отдана под амбар для хранения зерна , а  в 1936  году  по свидетельствам в книге О.Лиценбергер "Римско-католическая Церковь в России: история и правовое положение" на странице 296 была передана Немпромтекстильсоюзу для производственных целей в процессе изготовления сарпинки и в этом же году по свидетельствам очевидцев  была совсем разобрана на стройматериал, которым была построена в селе  новая ткацкая артель для сарпиноткацкого производства. Смотрите также статью: "Примерный план" колонии Шукк.

pol

Административное подчинение церкви

 Село относилось к римско-католическому церковному приходу Шукк, который в свою очередь относился кpapa  деканату  Каменка  Тираспольской  епархии  Могилевской   митрополии.
Деканат Каменка. Основан в 1856. В 1803-20 - миссионерский пункт отцов Общества Иисуса.  В 1917 году Каменский деканат насчитывал 42265 верующих прихожан.
В различное время деканатом руководили священники М. Гааг (до 1877), И. Байльманн-старший (1877–85), Э. Штанг (1901–04), А. Штауб (1898–1904), П. Глассманн (1904–12), Л. Эберле (1912–28). Последний настоятель прихода и декан о. Л. Эберле  был арестован в Каменке в 1928, после освобождения 4.07.1930 вернулся в Каменку, 12.07.1930 вновь арестован и, будучи вновь освобожден из-за болезни, скончался в 1931 в Камышине. В настоящее время католический приход в Каменке не существует.

  В самый начальный период становления немецких колоний на основании доклада  Г.Г. Орлова  "об организации церквей для колонистов" и утвержденного Екатериной II от 30.01.1765 года, церкви строились одна на всю близлежащую округу, то есть одна  на несколько соседних селений и сначала первые церкви в колониях строились на средства государства, а позже в ходе их развития и при появлении в колониях собственных средств церкви уже строились на общие средства близлежащих колоний, о чем   в "Аннотированной описи дел Саратовской конторы иностранных поселенцев. Т. 2" в описи утраченных дел под  порядковым номером 1533 и номере по описи  заголовков 3852  от 28 декабря 1803 года значится заголовок дела об отчислении колониями: Копенки, Россоши, Памятная, Верховье, Каменный овраг денег на строительство в колонии Грязноватка церкви и которое на момент его рассмотрения при канцелярии опекунства было составлено на 31 листах в своем содержании, но в последствии уже по мере увеличения численности населения и появлением больших доходов почти в каждой колонии стали строиться уже свои церкви.
  Так к приходу Шукк (Грязноватка) - дата основания неизвестна, но ориентировочно это примерно после 1857 года, после года постройки и освещения церкви, относились филиалы: Ротгаммель (до отделения в самостоятельный приход), Зеевальд (до перевода в приход Ротгаммель) и  Деготт (Каменный овраг). В 1919 г. в церковном приходе Шукк состояло 4032 верующих прихожан.
Зеевальд (Верховье) - сначала село относилось к приходу Шукк, затем Ротгаммель; после 1911 путем отделения от прихода Ротгаммель образован самостоятельный приход Зеевальд.
Ротгаммель (Памятное) - дата основания неизвестна. Образован путем отделения от прихода Шукк. Филиалы: Зеевальд (несколько лет в начале 20 в.).
  В устройстве своего управления римско-католическая Церковь имеет много общего с православной об этом смотрите в статье на сайте "lib.eparhia-saratov.ru". Подробнее же со структурой административного устройства Римско-Католической Церкви Российской империи можно ознакомиться на сайте "Die Geschichte der Wolgadeutschen" в энциклопедической статье "Тираспольская епархия". В памятной книжке Саратовской губернии на 1859 год , составленной при Саратовском губернском правлении на странице 45 находим состав высшего духовенства Тираспольской епархии, консистории и руководящий состав Римско-католической Духовной семинарии на этот период.

pol

Духовные учебные заведения для священников

  Для подготовки римско-католического духовенства была открыта Тираспольская Римско-Католическая priesterseminarДуховная Семинария, среднее учебное заведение , существовавшее в России в 1856-1919 (до 1917 - в Саратове, в 1917-19 - в Одессе). При духовной семинарии имелось 4-х классное подготовительное училище для мальчиков. Открытие духовной семинарии для Тираспольской римско-католической епархии в Саратове было утверждено императором Александром II 11 февраля 1856. В течение года решались организационные вопросы. Официальное освящение нового учебного заведения состоялось 24 января 1857.

Священнослужители - уроженцы колонии Шукк

pol

ФЕЗЕР Якоб  (Feser  Jakob), католический священник,  родился 11 апреля 1886 года в колонии Шукк (Грязноватка), годы жизни J.Feser(1886-1926). Окончил в 1910 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове. Академик, доктор. Служил сначала в церковных приходах города Саратова, затем в церковном приходе колонии Фольмер / Vollmer, где и умер в 1926 году. По информации от предков по линии Шехтель-Мунц: Фезер Якоб умер от туберкулеза легких и похоронен в селе Елшанка / Гусарен Саратовской области.

Фото Фезер Якоба из семейного архива семьи Мунц г. Москва, смотрите подробнее сведения по ссылке на форуме сайта "Geschichte der Wolgadeutschen". Более подробная  биография неизвестна.

 Источники:  Joseph Schnurr,  "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart, 1980), p. 368.  Ссылки в интернете:  *  1  *  2  *

pol

ФАЛЬКЕНШТЕЙН Иоганн Вильгельмович (Falkenstein Johannes), католический священник, родился по одним сведениямJ. Falkenstein в 1885 по другим в 1886 году в колонии Шукк. Сын Вильгельма Фалькенштейн и Анны Марии Дистель. Окончил в 1911 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове и в 1912 — был рукоположен. С 1913 — администратор прихода в с. Мариенбург Самарской губернии, с 1928 — по одним сведениям служил в колонии Герцог Мариентальского кантона, по другим в колонии Иозефсталь Эрленбахского кантона, где в 1931 — был арестован по групповому делу немецкого католического духовенства и мирян. В 1932 — приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 5 годам ИТЛ. Отправлен по этапу в Сиблаг, в феврале 1933 — находился в отделении Старый Городок Сиблага (Новосибирская область), а в апреле 1934 — на ст. Суслово Томской ж. д.. Дальнейшая судьба неизвестна. Фотография священника из семейного альбома Грега Фалькенштейн из Америки (США), взято с сайта: "cvgs.cu-portland.edu".

Источники:  Joseph Schnurr,  "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart, 1980), p. 369.  Ссылки в интернете:  * 1 * 2 * 3 * 4 *

Священнослужители церковного прихода Шукк

pol

ЗУБОВИЧ  Рафаэл  (Zubowitsch Raphael), католический священник, годы службы в церковном приходеpr1 колонии Шукк (Март 1803 - 2 Августа 1808). С 9 августа 1808 - 28 февраля 1809 служил в церковном приходе колонии Мариенталь / Mariental.  Ни каких прижизненных фотографий пастора не найдено, более подробная  биография неизвестна.

Источники: Joseph Schnurr,  "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil"  (Stuttgart, 1980), p. 251.  Ссылки в интернете:  *  1  *

pol

КАЛЛУГА Теодозиус (Kalluha  Theodosius),  католический священник, член Ордена иезуитов, годы службы вpr3 церковном приходе колонии Шукк (3 Августа 1808 - Сентябрь 1820). Ни каких прижизненных фотографий пастора не найдено, более подробная  биография неизвестна.

Источники: Joseph Schnurr,  "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart, 1980), p. 251. Ссылки в интернете:  *  1  *

pol

ГЛАССМАНН  Петер (Glaßmann  Peter), католический священник, окончил 29.06.1875 г. Тираспольскуюpr4 римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове. Начал свою церковную деятельность в церковном приходе Шукк в 1887 году.  С 1904–1906 годы служил в церковном приходе колонии Фольмер / Vollmer. С 1906-1912 годы руководил Каменским деканатом Тираспольской епархии в колонии Каменка / Bähr. С 1913-1914 годы служил в церковном приходе колонии Гусарен / Нusaren. В конце своей жизни служил в церковном приходе  колонии Фольмер / Vollmer, где и умер в 1926 году. Ни каких прижизненных фотографий пастора не найдено, более подробная  биография неизвестна.

Источники: Joseph Schnurr,  "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart, 1980), p. 337. Ссылки в интернете: *  1  *  2  *

pol

КУБИК Станислав (Kubic Stanislaus), католический священник, окончил 25.08.1892 г. Тираспольскую римско-pr7католическую духовную семинарию в городе Саратове. Годы службы в церковном приходе колонии Шукк (1902-?). Ни каких прижизненных фотографий пастора не найдено, более подробная  биография неизвестна. Ссылки в интернете:  *  1  *  2  *

pol

ГАБЕЛЬ Август  (Gabel  Augustin), католический священник, родился в 1857 году.  Окончил 10.01.1882 г. Тираспольскую римско-pr6католическую духовную семинарию в городе Саратове и  в 1882 — был рукоположен. С 1885-1894 годы cлужил в церковном приходе церкви во имя Рождества Пресвятой Девы Марии в колонии Каменка; с 1894 — служил в с. Перекоп; с 1895 — администратор прихода в с. Семеновка на Кубани; с 1901 — в с. Мариенфельд; с 1904 — стал настоятелем прихода в с. Шукк / Грязноватка, годы службы в церковном приходе колонии Шукк  (1904 - 1911);  с 1911 — в с. Малиновка;  и  с 1928 года служил в церковном приходе колонии Реммлер / Remmler (Luzern). В 1930 — был арестован по групповому делу немецкого католического духовенства и осужден. Ни каких прижизненных фотографий пастора не найдено, дальнейшая судьба неизвестна.

Источники:   ( Следственное дело № 95215 // ЦА ФСБ РФ;    Список о. Романа Дзвонковского SAC;  Joseph Schnurr, "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart, 1980), p. 341. ). Ссылки в интернете:  *  1  *  2  *  3  *

pol

ЛОРАН  Рафаэл  (Loran  Raphael), католический священник, родился в 1872 в Карлсруэ (Германия) и умер в 1948 году. loranОтец Рафаэл  Лоран окончил в 1897 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове и был рукоположен в 1897 году. С 21 января 1898 по 31 августа 1898 г. служил викарием католической церкви в городе Саратове. Также известно, что он служил в церковном приходе Шукк (1901 - 1904?) и принимал активное участие в Katharinenstadt в 1910 году.

Источники: Joseph Schnurr,  "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart: Selbstverlag Joseph Schnurr, 1972): 190.  Ссылки в интернете: *  1  *  2  * 3 *

pol

ГЕРРМАНН  Иоганнес  (Herrmann  Johannes),  католический священник, окончил в 1910 г. Тираспольскуюpr2 римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове. Годы службы в церковном приходе колонии Шукк (1910? - 1916). После 1916 года служил в церковном приходе колонии  Цуг / Zug (Gattung). Ни каких прижизненных фотографий пастора не найдено, более подробная  биография неизвестна.

Источники: Joseph Schnurr,  "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart, 1980), p. 366.  Ссылки в интернете:   *  1  *  2  *

pol

БЕЛЛЕНДИР Адам Петрович   (Bellendir Adam), 1889 года рождения,  уроженец с. Караульный Буэрак / Келер Каменского A.Belendirрайона  АССР немцев Поволжья.   Окончил Саратовскую духовную семинарию.  В 1913 году возведен  в  сан  римско-католического  священника.  Настоятель  Шуккского костела  во Франкском  кантоне.   15 января   1930  года  арестован   в  приграничном  районе ,  отправлен  для  дальнейшего следствия  в  Москву  по  групповому  делу  немецкого католического духовенства АССРНП. 20 апреля 1931 года  по  Постановлению  Коллегии  ОГПУ  приговорен по ст.ст. 58-4, 6, 10 УК РСФСР  к  10 годам ИТЛ.  Отправлен на Соловки.  Арестован  здесь  в 1937 году.  9 октября 1937 года  по  Постановлению Особой Тройки УНКВД по Ленинградской области приговорен к высшей мере наказания.  3 ноября 1937 года расстрелян в м. Сандормохе под Медвежьегорском. Фото священника взято с сайта "Geschichte der Wolgadeutschen".
Подробнее в биографической статье , а также в статьях: "Дело немецкого католического духовенства Поволжья"  и   "Процесс по Делу немецкого католического духовенства Поволжья"   на сайте "Geschichte der Wolgadeutschen".

Источники: Joseph Schnurr,  "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart, 1980), p. 370.  Ссылки в интернете: *  1  *  2  *  3  * 4  *

pol

Источники информации, материалы с сайтов:   

"The Center for Volga German Studies at Concordia University"
                                                             

 
Cмотрите также интернет-ресурсы:
 

Сайт "Католическая Россия"

Католическая энциклопедия

pol1
oben