m11 2024 |
dn1 | dn2 | dn3 | dn4 | dn5 | dn6 | dn7 |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Колония Шукк (из истории церкви)
Kолония Шукк / Грязноватка основалась выходцами из Германии немцами католиками в 1764-67 годах и поэтому она была католическим селом и все ее жители исповедовали католическую веру, причем в самом начале ее основания была устроена церковно-приходская школа; церковь же во имя святого Антония Падуанского, (католическая), деревянная, крытая железом была построена в 1856 г. и освещена в 1857 г.. (Смотрите у Минха А.Н. в историко-географическом словаре стр.183).
При церкви был построен пасторат - жилище и приход для священника - пастора. Церковь находилась напротив школы в центре села. Территория церковного двора занимала один квартал, и она была обнесена вокруг оградой и озелененна деревьями. Сама церковь располагалась в самом центре церковного двора. О внутреннем убранстве церкви пока ничего не известно, да и не найдено пока никаких описаний, рисунков и фотографий церкви, если таковые когда-нибудь и существовали.
Лишь у Дитца Я.Е. в его книге "История поволжских немцев-колонистов" на странице 383 можно найти общие описания церквей поволжских колоний, где говорится следующее: «Посреди села раскинута площадь, на которой возвышается над другими постройками церковь, или, как ее называют русские со времен Немецкой слободы в Москве, "кирка". По внешнему виду кирка напоминает православный храм в византийском стиле, с некоторыми изменениями в духе римском; в последнее время, впрочем, стали строить кирки в готическом стиле. Основание кирки состоит из правильной четырехугольной постройки, над которой с одной стороны возвышается постепенно суживающаяся кверху башня, на вершине ее устанавливается вызолоченный крест; на старых, выстроенных в начале прошлого столетия кирках устанавливалось еще изображение петуха в предупреждение предательства Христа учеником его и апостолом Петром; по другую сторону кирки приделан пристрой-аналой (Sacristei). В церковь ведут обыкновенно три входа: с обеих сторон в боках и под башней. В церкви устроены хоры и алтарь, перед которым стоят скамьи для молящихся в два ряда, с широким проходом между ними. Молящиеся рассаживаются отдельно, сообразно полу и возрасту. У стены над алтарем возвышается кафедра, с которой священник говорит проповедь.На церковной площади находится большой одноэтажный школьный дом, до 18 саженей в длину и 8 саженей в ширину, способный вместить всех детей школьного возраста. Так как церкви в колониях не отапливаются, то в школьном доме совершается зимой церковная служба, в нем же собирается сельский сход.»
Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. В храме выделяется центральная часть — алтарная, или пресвитерий — место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары — пресуществленные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.
Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся. Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке — сначала левое плечо, потом правое.
В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу — низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях — небольших кабинках для священника и исповедующегося. Собственно, этим ограничиваются основные отличия и правила поведения в католическом храме.
В 1903 году планировалось начать строительство новой каменной церкви, но ее строительство из-за различных не благоприятных событий истории так и не началось. По рассказам из воспоминаний жителей колонии, моих близких родственников уроженцев этой колонии, церковь была деревянная, рубленная из бревен, в конце 20-х годов 20-го столетия, в период антирелигиозной политики, много церквей было закрыто, разрушено и пустовало, также и церковь в Шукк сначала была отдана под амбар для хранения зерна , а в 1936 году по свидетельствам в книге О.Лиценбергер "Римско-католическая Церковь в России: история и правовое положение" на странице 296 была передана Немпромтекстильсоюзу для производственных целей в процессе изготовления сарпинки и в этом же году по свидетельствам очевидцев была совсем разобрана на стройматериал, которым была построена в селе новая ткацкая артель для сарпиноткацкого производства. Смотрите также статью: "Примерный план" колонии Шукк.
Административное подчинение церкви
Село относилось к римско-католическому церковному приходу Шукк, который в свою очередь относился к деканату Каменка Тираспольской епархии Могилевской митрополии.
Деканат Каменка. Основан в 1856. В 1803-20 - миссионерский пункт отцов Общества Иисуса. В 1917 году Каменский деканат насчитывал 42265 верующих прихожан.
В различное время деканатом руководили священники М. Гааг (до 1877), И. Байльманн-старший (1877–85), Э. Штанг (1901–04), А. Штауб (1898–1904), П. Глассманн (1904–12), Л. Эберле (1912–28). Последний настоятель прихода и декан о. Л. Эберле был арестован в Каменке в 1928, после освобождения 4.07.1930 вернулся в Каменку, 12.07.1930 вновь арестован и, будучи вновь освобожден из-за болезни, скончался в 1931 в Камышине. В настоящее время католический приход в Каменке не существует.
В самый начальный период становления немецких колоний на основании доклада Г.Г. Орлова "об организации церквей для колонистов" и утвержденного Екатериной II от 30.01.1765 года, церкви строились одна на всю близлежащую округу, то есть одна на несколько соседних селений и сначала первые церкви в колониях строились на средства государства, а позже в ходе их развития и при появлении в колониях собственных средств церкви уже строились на общие средства близлежащих колоний, о чем в "Аннотированной описи дел Саратовской конторы иностранных поселенцев. Т. 2" в описи утраченных дел под порядковым номером 1533 и номере по описи заголовков 3852 от 28 декабря 1803 года значится заголовок дела об отчислении колониями: Копенки, Россоши, Памятная, Верховье, Каменный овраг денег на строительство в колонии Грязноватка церкви и которое на момент его рассмотрения при канцелярии опекунства было составлено на 31 листах в своем содержании, но в последствии уже по мере увеличения численности населения и появлением больших доходов почти в каждой колонии стали строиться уже свои церкви.
Так к приходу Шукк (Грязноватка) - дата основания неизвестна, но ориентировочно это примерно после 1857 года, после года постройки и освещения церкви, относились филиалы: Ротгаммель (до отделения в самостоятельный приход), Зеевальд (до перевода в приход Ротгаммель) и Деготт (Каменный овраг). В 1919 г. в церковном приходе Шукк состояло 4032 верующих прихожан.
Зеевальд (Верховье) - сначала село относилось к приходу Шукк, затем Ротгаммель; после 1911 путем отделения от прихода Ротгаммель образован самостоятельный приход Зеевальд.
Ротгаммель (Памятное) - дата основания неизвестна. Образован путем отделения от прихода Шукк. Филиалы: Зеевальд (несколько лет в начале 20 в.).
В устройстве своего управления римско-католическая Церковь имеет много общего с православной об этом смотрите в статье на сайте "lib.eparhia-saratov.ru". Подробнее же со структурой административного устройства Римско-Католической Церкви Российской империи можно ознакомиться на сайте "Die Geschichte der Wolgadeutschen" в энциклопедической статье "Тираспольская епархия". В памятной книжке Саратовской губернии на 1859 год , составленной при Саратовском губернском правлении на странице 45 находим состав высшего духовенства Тираспольской епархии, консистории и руководящий состав Римско-католической Духовной семинарии на этот период.
Духовные учебные заведения для священников
Для подготовки римско-католического духовенства была открыта Тираспольская Римско-Католическая Духовная Семинария, среднее учебное заведение , существовавшее в России в 1856-1919 (до 1917 - в Саратове, в 1917-19 - в Одессе). При духовной семинарии имелось 4-х классное подготовительное училище для мальчиков. Открытие духовной семинарии для Тираспольской римско-католической епархии в Саратове было утверждено императором Александром II 11 февраля 1856. В течение года решались организационные вопросы. Официальное освящение нового учебного заведения состоялось 24 января 1857.
Священнослужители - уроженцы колонии Шукк
ФЕЗЕР Якоб (Feser Jakob), католический священник, родился 11 апреля 1886 года в колонии Шукк (Грязноватка), годы жизни (1886-1926). Окончил в 1910 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове. Академик, доктор. Служил сначала в церковных приходах города Саратова, затем в церковном приходе колонии Фольмер / Vollmer, где и умер в 1926 году. По информации от предков по линии Шехтель-Мунц: Фезер Якоб умер от туберкулеза легких и похоронен в селе Елшанка / Гусарен Саратовской области.
Фото Фезер Якоба из семейного архива семьи Мунц г. Москва, смотрите подробнее сведения по ссылке на форуме сайта "Geschichte der Wolgadeutschen". Более подробная биография неизвестна.
Источники: Joseph Schnurr, "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart, 1980), p. 368. Ссылки в интернете: * 1 * 2 *
ФАЛЬКЕНШТЕЙН Иоганн Вильгельмович (Falkenstein Johannes), католический священник, родился по одним сведениям в 1885 по другим в 1886 году в колонии Шукк. Сын Вильгельма Фалькенштейн и Анны Марии Дистель. Окончил в 1911 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове и в 1912 — был рукоположен. С 1913 — администратор прихода в с. Мариенбург Самарской губернии, с 1928 — по одним сведениям служил в колонии Герцог Мариентальского кантона, по другим в колонии Иозефсталь Эрленбахского кантона, где в 1931 — был арестован по групповому делу немецкого католического духовенства и мирян. В 1932 — приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 5 годам ИТЛ. Отправлен по этапу в Сиблаг, в феврале 1933 — находился в отделении Старый Городок Сиблага (Новосибирская область), а в апреле 1934 — на ст. Суслово Томской ж. д.. Дальнейшая судьба неизвестна. Фотография священника из семейного альбома Грега Фалькенштейн из Америки (США), взято с сайта: "cvgs.cu-portland.edu".
Источники: Joseph Schnurr, "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart, 1980), p. 369. Ссылки в интернете: * 1 * 2 * 3 * 4 *
Священнослужители церковного прихода Шукк
ЗУБОВИЧ Рафаэл (Zubowitsch Raphael), католический священник, годы службы в церковном приходе колонии Шукк (Март 1803 - 2 Августа 1808). С 9 августа 1808 - 28 февраля 1809 служил в церковном приходе колонии Мариенталь / Mariental. Ни каких прижизненных фотографий пастора не найдено, более подробная биография неизвестна.
Источники: Joseph Schnurr, "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart, 1980), p. 251. Ссылки в интернете: * 1 *
КАЛЛУГА Теодозиус (Kalluha Theodosius), католический священник, член Ордена иезуитов, годы службы в церковном приходе колонии Шукк (3 Августа 1808 - Сентябрь 1820). Ни каких прижизненных фотографий пастора не найдено, более подробная биография неизвестна.
Источники: Joseph Schnurr, "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart, 1980), p. 251. Ссылки в интернете: * 1 *
ГЛАССМАНН Петер (Glaßmann Peter), католический священник, окончил 29.06.1875 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове. Начал свою церковную деятельность в церковном приходе Шукк в 1887 году. С 1904–1906 годы служил в церковном приходе колонии Фольмер / Vollmer. С 1906-1912 годы руководил Каменским деканатом Тираспольской епархии в колонии Каменка / Bähr. С 1913-1914 годы служил в церковном приходе колонии Гусарен / Нusaren. В конце своей жизни служил в церковном приходе колонии Фольмер / Vollmer, где и умер в 1926 году. Ни каких прижизненных фотографий пастора не найдено, более подробная биография неизвестна.
Источники: Joseph Schnurr, "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart, 1980), p. 337. Ссылки в интернете: * 1 * 2 *
КУБИК Станислав (Kubic Stanislaus), католический священник, окончил 25.08.1892 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове. Годы службы в церковном приходе колонии Шукк (1902-?). Ни каких прижизненных фотографий пастора не найдено, более подробная биография неизвестна. Ссылки в интернете: * 1 * 2 *
ГАБЕЛЬ Август (Gabel Augustin), католический священник, родился в 1857 году. Окончил 10.01.1882 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове и в 1882 — был рукоположен. С 1885-1894 годы cлужил в церковном приходе церкви во имя Рождества Пресвятой Девы Марии в колонии Каменка; с 1894 — служил в с. Перекоп; с 1895 — администратор прихода в с. Семеновка на Кубани; с 1901 — в с. Мариенфельд; с 1904 — стал настоятелем прихода в с. Шукк / Грязноватка, годы службы в церковном приходе колонии Шукк (1904 - 1911); с 1911 — в с. Малиновка; и с 1928 года служил в церковном приходе колонии Реммлер / Remmler (Luzern). В 1930 — был арестован по групповому делу немецкого католического духовенства и осужден. Ни каких прижизненных фотографий пастора не найдено, дальнейшая судьба неизвестна.
Источники: ( Следственное дело № 95215 // ЦА ФСБ РФ; Список о. Романа Дзвонковского SAC; Joseph Schnurr, "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart, 1980), p. 341. ). Ссылки в интернете: * 1 * 2 * 3 *
ЛОРАН Рафаэл (Loran Raphael), католический священник, родился в 1872 в Карлсруэ (Германия) и умер в 1948 году. Отец Рафаэл Лоран окончил в 1897 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове и был рукоположен в 1897 году. С 21 января 1898 по 31 августа 1898 г. служил викарием католической церкви в городе Саратове. Также известно, что он служил в церковном приходе Шукк (1901 - 1904?) и принимал активное участие в Katharinenstadt в 1910 году.
Источники: Joseph Schnurr, "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart: Selbstverlag Joseph Schnurr, 1972): 190. Ссылки в интернете: * 1 * 2 * 3 *
ГЕРРМАНН Иоганнес (Herrmann Johannes), католический священник, окончил в 1910 г. Тираспольскую римско-католическую духовную семинарию в городе Саратове. Годы службы в церковном приходе колонии Шукк (1910? - 1916). После 1916 года служил в церковном приходе колонии Цуг / Zug (Gattung). Ни каких прижизненных фотографий пастора не найдено, более подробная биография неизвестна.
Источники: Joseph Schnurr, "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart, 1980), p. 366. Ссылки в интернете: * 1 * 2 *
БЕЛЛЕНДИР Адам Петрович (Bellendir Adam), 1889 года рождения, уроженец с. Караульный Буэрак / Келер Каменского района АССР немцев Поволжья. Окончил Саратовскую духовную семинарию. В 1913 году возведен в сан римско-католического священника. Настоятель Шуккского костела во Франкском кантоне. 15 января 1930 года арестован в приграничном районе , отправлен для дальнейшего следствия в Москву по групповому делу немецкого католического духовенства АССРНП. 20 апреля 1931 года по Постановлению Коллегии ОГПУ приговорен по ст.ст. 58-4, 6, 10 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Отправлен на Соловки. Арестован здесь в 1937 году. 9 октября 1937 года по Постановлению Особой Тройки УНКВД по Ленинградской области приговорен к высшей мере наказания. 3 ноября 1937 года расстрелян в м. Сандормохе под Медвежьегорском. Фото священника взято с сайта "Geschichte der Wolgadeutschen".
Подробнее в биографической статье , а также в статьях: "Дело немецкого католического духовенства Поволжья" и "Процесс по Делу немецкого католического духовенства Поволжья" на сайте "Geschichte der Wolgadeutschen".
Источники: Joseph Schnurr, "Die Kirchen und das Religiöse Leben der Russlanddeutschen, Katholischer Teil" (Stuttgart, 1980), p. 370. Ссылки в интернете: * 1 * 2 * 3 * 4 *
"The Center for Volga German Studies at Concordia University"